ИНДИКАТОРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ
В данной главе рассмотрим несколько групп индикаторов, которые дают понять о состоянии потребительского спроса – основы экономического роста. К ним можно отнести показатели доходов населения, розничной торговли, рынка жилья и различные идексы настроения потребителей. Подавляющее большинство из них носит циклический характер и сильно зависят от фазы экономического цикла – во времена роста потребительский спрос растет, а во времена рецессии сокращается.
Доходы населения
Personal Income (Personal Disposable Income) – совокупность всех личных доходов после вычета налогов, включая заработную плату, рентные платежи, субсидии, дивиденды, проценты и т.д. Публикуется ежемесячно Бюро экономического анализа в виде процентного изменения от месяца к месяцу (m/m).
Pesonal Spendings (Consumer Spending, Personal Consumption Expenditures, PCE) – совокупные личные расходы, рассчитываются по трем категориям: расходы на товары длительного пользования, повседневного пользования и расходы на услуги. Публикуется ежемесячно Бюро экономического анализа в виде процентного изменения от месяца к месяцу (m/m) совместно с Personal Income.
PCE Price Index – описан среди индикаторов инфляции и является, своего рода, дефлятором PCE.
Consumer Credit – потребительский кредит, сумма непогашенной кредитной задолженности (за исключением ипотеки), выданой физическим лицам. Идикатор показывает закредитованность населения, он довольно волатильный, выходит раз в месяц.
Розничная торговля
Retail Sales – изменение объемов продаж в сфере розничной торговли, характеризует силу покупательского спроса. Публикуется Министерством торговли США каждый месяц, в отчете также отдельно указываются данные по каждой группе товаров – одежда, продукты питания, напитки, автомобили и т.д. Индикатор характеризуется выраженной сезонностью, со всплесками в праздничные периоды, особенно в декабре, потому публикуется с коррекцией на сезонные факторы, праздники и количество рабочих дней.
Retail Sales ex Autos (Core Retail Sales) – изменение в розничных продажах без учета автомобилей, наиболее волатильного компонента, который к тому же, имеет большой вес в совокупных розничных продажах.
Retail Sales ex Gas and Autos - изменение в розничных продажах без учета автомобилей и бензина, еще более сглаженный показатель.
Строительство и рынок жилья
Состояние рынка недвижимости свидетельствует о платежеспособном спросе на товары долгосрочного пользования. Экономический бум сопровождается, в том числе, и ростом ипотечного кредитования, а это приводит к увеличению спроса на жилье и стимулирует строительную отрасль. Рынок жилья очень чувствительный к изменению долгосрочных процентных ставок, поскольку ипотека обычно оформляется на срок от 20 лет и более.
Building Permits – число разрешений на строительство, согласно данных, полученных на основе отчетов местных органов.
Housing Starts – количество начатых новых строительных проектов, показатель тесно коррелирует с предыдущим.
New Home Sales – количество проданных новых домов, т.е. построенных в этом или предыдущем году.
Existing Home Sales – количество проданных всех домов (включая таунхаусы, кооперативы, кондоминиумы и т.д.) без учета продаж новых домов.
Все выше указанные индикаторы публикуются ежемесячно в абсолютных цифрах с учетом коррекции на сезонные колебания в годовом исчислении (за последние 12 месяцев).
Pending Home Sales – изменение в количествое домов, выставленных на продажу без учета новых. Публикуется раз в месяц в виде % m/m.
Construction Spending – расходы на строительство в частном и государственном секторах, включая расходы на возведение зданий, подготовку инфраструктуры и техническое обслуживание строений. Публикуется раз в месяц в виде % m/m.
House Price Index (HPI) – индекс цен на жилье, информирует о динамике месячной стоимости % m/m, составляется на основе данных Fannie Mae и Freddie Mac.
S&P/CS Composite-20 HPI - индекс цен на жилье S&P/Case-Shiller, рассчитывается и публикуется ежемесячно на основании специального отчета Standard & Poor's, и отражает годовую динамику % y/y стоимости жилья.
Индексы потребительских настроений
CB Consumer Confidence Index – индекс уверенности потребителей, составляется некоммерческой организацией Conference Board на основе опроса 5000 домохозяйств и публикуется ежемесячно. Опросник содержит вопросы о состоянии занятости, условиях для бизнеса, планируемых покупках, ожидаемых доходах. Индекс включает в себя два субиндекса: Present Situation Index – оценка текущих услових, Expectations Index – оценка ближайших перспектив.
UoM Consumer Sentiment – индекс потребительских настроений, публикуемых Мичиганским университетом. Составляется на основе телефонного опроса минимум 500 американских домохозяйств, которых просят оценить текущие экономические условия (Index of Current Economic Conditions) и ожидания в ближайшем будущем (Index of Consumer Expectations). Публикуется 2 раза в месяц в виде предварительной (Preliminary) и пересмотренной (Revised) версий.
UoM Inflation Expectations – индекс инфляционных ожиданий, публикуемых Мичиганским университетом. Составляется на основе телефонного опроса минимум 500 американских домохозяйств, которых просят спрогнозировать цены на товары и услуги на 1 год (1-Year Inflation Outlook) и на 5 лет вперед (5-Year Inflation Outlook). Публикуется 2 раза в месяц в виде предварительной (Preliminary) и пересмотренной (Revised) версий.