Основные принципы технического анализа. Теория Доу

Чтобы торговля была успешной и прибыльной необходимо уметь анализировать текущую рыночную ситуацию. Существует множество инструментов и методов анализа рынка, которые можно условно разделить на несколько видов, которые отлично дополняют друг друга. Профессиональный трейдер всегда использует несколько видов анализа в различных сочетаниях. Все методы анализа рынка можно разделить на две большие категории - фундаментальный анализ и анализ рыночных данных.

  • Фундаментальный анализ - анализ причин, которые приводят к рыночным движениям. Сюда относят анализ политических заявлений и высказываний, анализ новостного потока, чтение экономического календаря, оценка макроэкономической ситуации в целом, оценка рынков отдельных активов, чтение финансовой отчетности, межрыночный анализ и другие. Также сюда можно отнести методы оценки т.н. «справедливой», внутренней стоимости активов в тех случаях, где это применимо (акции, долговые инструменты).
  • Анализ рыночных (биржевых) данных - анализ потоков данных, полученных от бирж или внебиржевых систем (OTC). Cюда относят анализ исторического поведения цены (анализ ценовых графиков, технический анализ), биржевых объемов (вертикальных и горизонтальных), дельты, ленты (Time & Sales), открытого интереса по фьючерсным и опционным контрактам и многих других. Потоки данных для инструментов CFD часто ограничены, они содержат лишь цены и не содержат другую биржевую информацию, потому для ее анализа следует использовать соответствующий биржевой актив. 

Технический анализ

Технический анализ - анализ ценовых графиков с целью выявления доминирующих тенденций, ключевых ценовых уровней, определения оптимальных точек входа и выхода. Инструментов технического анализа существует огромное множество, в зависимости от набора которых, весь теханализ можно разделить на два направления:

  • Графический анализ - классический анализ ценового графика «вручную» с помощью нанесения разметки в виде горизонтальных уровней поддержки/сопротивления, наклонных линий, каналов, определения трендов, распознавания графических фигур продолжения или разворота рынка. Недостатком графического анализа является его субъективность, требует наличие опыта чтения графиков.
  • Компьютерный анализ - математический анализ с помощью индикаторов, которые размещаются на графике, под графиком или сбоку от графика, и строятся по определенному компьютерному алгоритму в автоматическом режиме на основе преобразования значений котировок за выбранный период по заданой формуле.

Технический анализ дает трейдерам возможность проанализировать цены финансовых инструментов на графике, предположить и спрогнозировать дальнейшее возможное изменение цены финансового актива. Принципы технического анализа были сформулированы на основе теории Доу и являются ее обобщением. Они имеют универсальный характер и действуют на всех типах финансовых рынков аналогичным образом.

Выделяют три общих принципа технического анализа:

  • Рынок учитывает все - все факторы, которые каким-либо образом могут повлиять на рыночную стоимость финансового актива (экономические, политические, психологические), будут незамедлительно учтены в цене на этот актив.
  • Движение цен подчинено тенденциям - основная цель анализа динамики цен на финансовых рынках состоит в том, чтобы выявлять формирование трендов на начальных стадиях их развития и работать в соответствии с их направлением. Большинство методов технического анализа служат тому, чтобы помочь в распознавании тенденции и следовании за ней в течение всего периода ее жизни.
  • История повторяется - исследование графиков дает возможность выявить повторяющиеся формы и модели (паттерны) изменения цен. Это вытекает из повторяемости человеческого поведения в тех или иных ситуациях. Знание наиболее часто повторяющихся форм позволяет обнаружить их в текущей динамике цен и на этой основе с определенной вероятностью прогнозировать будущее.

 

Теория Чарльза Доу

Теория Доу была создана в начале XX века Чарльзом Генри Доу - основателем компании Dow Jones и журнала The Wall Street Journal. Она послужила фундаментом, на котором основывается технический анализ ценовых графиков. Первоначально теория была сформулирована для рынка акций, но затем распространилась на все финансовые инструменты. Постулаты теории Доу следующие:

  • Рынок учитывает все - вся доступная информация, которая может повлиять на спрос и предложение (в т.ч. слухи и прогнозы) уже абсорбирована в ценах. Из этого следует важное заключение - все, что вам нужно для успешного трейдинга, это анализ истории цен. На этом строится так называемая гипотеза эффективного рынка.
  • Существует три типа рыночных трендов - основной (долгосрочный, от нескольких месяцев до лет), второстепенный (среднесрочный, от нескольких недель до месяцев, является коррекцией к основному) и незначительный (краткосрочный, до недели). Рынок никогда не движется в одном направлении по прямой, он чередует импульсные движения по тренду и откаты против него.
  • Рыночные тренды имеют три фазы развития - фаза накопления (зарождение тренда, формируется крупными информированными инвесторами, т.н. "smart money"), фаза участия (к начавшемуся движению присоединяются другие участники, в т.ч. трейдеры, торгующие по техническому анализу), фаза реализации или паники (тренд становится очевидным для всех, нагнетается ажиотаж или паника в СМИ, на рынок приходит неинформированная публика).
  • Рыночные индексы должны подтверждать друг друга - существует положительная корреляция между различными биржевыми индексами, общий рост рынка сопровождается одновременным ростом секторальных или отраслевых индексов, при падении справедливо обратное.
  • Тренд подтверждается торговыми объемами - движение по тренду сопровождается ростом объемов торгов, откат против тренда происходит на снижении объемов.
  • Тренд продолжается до тех пор, пока не появляются явные признаки разворота - рынок идет по инерции в одном направлении до тех пор, пока не появится внешняя сила (новости, изменение прогнозов, вливание крупного объема), которая заставит его развернуться. Техническими маркерами разворотов принято считать преодоление локального максимума для нисходящего тренда и преодоление локального минимума для восходящего.